Бюджетное устройство, бюджетная система и основы организации бюджетного процесса в РФ

Бюджетное устройство, бюджетная система и основы организации бюджетного процесса в РФ
Рассмотрение вопросов, связанных с бюджетной системой и бюджетным устройством невозможно проводить в отрыве от государства, поскольку они являются  неотъемлемой  частью  государственного  устройства.  Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства.
Бюджетное устройство – организация бюджетного процесса, организация документооборота, учета и отчетности в РФ.
Бюджетное устройство в соответствии с Бюджетным кодексом РФ представляет собой совокупность бюджетной системы, принципов бюджетной системы и бюджетной классификации.

Бюджетная система РФ

В условиях федеративного государства отсутствует единый централизованный бюджет, а бюджетная система представлена соответствующим бюджетом в рамках государственного устройства. Организация бюджетной системы тесно связана с разграничением полномочий между уровнями государственной системы. Данное разграничение базируется на положениях Конституции ст. 71 и ст. 72, в которых определены полномочия РФ и принципы совместного ведения между РФ и субъектами РФ.
Бюджетная система представляет собой совокупность федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ (85), бюджетов государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов (бюджетов муниципальных районов и городских округов, бюджетов городов и сельских поселений, а также муниципальных образований и городов федерального значения). Кроме того к бюджетной системе относят бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты которых утверждаются отдельными законами. Единого федерального бюджета в РФ НЕТ.
В  целях  обеспечения   единства  подходов  в  организации  бюджетного процесса  на  разных  уровнях,  достижения  устойчивости  и  эффективности системы,  Бюджетным  кодексом   определено,  что  бюджетная  система основана на следующих принципах:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации:

единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации и санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ;

  • разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ:

закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, расходов бюджетов и источников финансирования дефицитов;

  • самостоятельности бюджетов:

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно организовывать бюджетный процесс, обеспечивать сбалансированность бюджетов и добиваться эффективности использования бюджетных средств;

  • равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований:

определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями;

  • полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов:

все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах;

  • сбалансированности бюджета:

объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита;

  • результативности и эффективности использования бюджетных средств:

при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов:

расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета;

  • прозрачности (открытости):

опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов;

  • достоверности бюджета:

надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

  • адресности и целевого характера бюджетных средств:

бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования;

  • подведомственности расходов бюджетов:

получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся;

  • единства кассы:

зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.