• ФИНАНСЫ

Гос кредит: формы, цели, способы заимствования. Практика применения госкредита для регулирования неплатежей госпредприятий.

Гос кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Преобладающей является деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, когда государство предоставляет ссуды юр и физ лицам значительно ниже.
Гос кредит – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования гос финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и общегосударственных программ.
Госкредит является формой дополнительной мобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения государством своих функций. Госкредит затрагивает вторичное распределение стоимости ВВП общества, касается значительного объема финансовых ресурсов, которые не распространяются через бюджетную систему.
Госкредит выступает в двух основных формах:

товарный ( получил распространение в период послевоенного восстановления народного хозяйства, например, хлебный, сахарный, автомобильный)
Денежный – наиболее распространенный и его разновидностью является отсрочка платежей по обязательствам.

Особой формой госкредита является гос гарантия. Государство выступает в роли гаранта по частным кредитным вложениям, предоставленным местным органам власти, гос корпорациям, иностранным заемщикам. Гос гарантию называют условным кредитом, т.к. задолженность государства наступает не сразу, не в момент предоставления гос гарантии, а в случае возникновения неплатежа. Выдавая гарантию, государство берет на себя риск непогашения или несвоевременного погашения сумм кредита и процентов по нему. Чаще всего государство гарантирует займы местных органов управления, нац предприятия, кредиты банков, предназначенные для муниципально-жилищного строительства. Госкредит используется как правило на покрытие дефицита гос бюджета. Связи с этим , в количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Согласно БК РФ долговые обязательства РФ могут существовать в форме:

кредитных соглашений и договоров заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями.
Госзаймов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ
договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Договоров о предоставлении РФ гос гарантий
Соглашений и договоров, в т.ч. международных, заключенных от имени РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

В Соответствии с БК РФ ( ст.77) бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются гос и мун унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами. Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки. Получатели бюджетного кредита обязаны предоставить информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных органов. Органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномоченные органы ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов по получателям бюджетных кредитов.
Отношения по линии госкредита нельзя смешивать с банковским кредитом. Ссудный фонд, выступающий материальной основой банковского кредитования, используется для предоставления заемных средств предприятиям и учреждениям в целях обеспечения бесперебойности и повышения эффективности процесса расширенного воспроизводства. Кредиты могут получать и частные лица. При госкредите происходит формирование дополнительных финансовых ресурсов в руках политической надстройки. Поэтому госкредит выражает часть финансовых отношений общества. Это обстоятельство не допускает вольного обращения с ссудным фондом страны и беспрепятственного привлечения части банковских ресурсов к финансированию правительственных расходов. За последние годы доля затрат на финансирование промышленности, энергетики, строительства в расходах федерального бюджета сократилась более чем в 4 раза. В то же время для большинства госпредприятий кредитные ресурсы по-прежнему недоступны из-за высоких процентных ставок, превышающих рентабельность вложений. Связи с мировым экономическим кризисом были предприняты следующие меры.
Законопроект «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы России» был подписан президентом России Дмитрием Медведевым 13 октября. Согласно новому закону, Внешэкономбанк (ВЭБ) получил возможность предоставить российским предприятиям и финансовым организациям кредиты на рыночных условиях для рефинансирования внешних долгов. Для этого на депозите ВЭБ будут размещены 50 миллиардов долларов из золотовалютных резервов страны.
Сложности с рефинансированием своих зарубежных долгов возникли у отечественных организаций из-за мирового финансового кризиса. Дефицит ликвидности и рост ставок по кредитам привел к тому, что банки не хотят давать займы даже надежным производителям. Компаниям остается рассчитывать только на государственную поддержку. По условиям кредитования, претендент сможет получить от ВЭБа не менее ста миллионов и не более двух с половиной миллиардов долларов. На рассмотрение каждой заявки госкорпорация намерена тратить 18 дней. Помощь будет оказана только тем, кто взял кредиты за рубежом до 25 сентября 2008 года.
Еще до подписания пакета законов по поддержке экономики страны российский премьер-министр Владимир Путин заявил, что госкредиты смогут получить компании, работающие в реальном секторе экономики России и имеющие важное стратегическое значение. Таким образом он недвусмысленно дал понять, что кредиты получат, в основном, госпредприятия.
14 октября стало известно, что правительство решило удовлетворить просьбу крупнейших нефтегазовых корпораций страны — «Лукойла», «Роснефти», ТНК-BP и «Газпрома» — и выделить им на рефинансирование внешних долгов девять миллиардов долларов. Свою просьбу нефтяники обосновали падением цен на нефть на мировых рынках и финансовым кризисом. Предполагается, что больше всех получит «Роснефть» — 4,2 миллиарда долларов, «Газпрому» достанется миллиард долларов, ТНК-ВР — 1,8 миллиарда, а «Лукойлу» — два миллиарда. На следующий день с письмом к вице-премьеру России Игорю Сечину обратился «Совет производителей энергии и стратегических инвесторов электроэнергетики»,попросив выделить отрасли 50 миллиардов долларов госкредитов на реализацию инвестиционных программ. Кроме того, 17 октября стало известно, что государство намерено помогать российским оборонным предприятиям кредитами под 8-9 процентов годовых. Вице-премьер Сергей Иванов заявил, что компании «оборонки» должны получить и пятилетние отсрочки по налогам. По мнению Иванова, одной из форм правительственной помощи (а не национализацией) также является выкуп государством акций оборонных предприятий. Банк развития уже получил заявки от 35 корпоративных клиентов и 20 банковских структур на общую сумму свыше 50 миллиардов долларов. Дмитриев предупредил, что всем претендующим на госкредиты средств не хватит — ведь правительство не намерено увеличивать лимит средств, выделяемых на рефинансирование внешнего долга российских компаний.