Рациональная политика – часть общей бизнес-политики предприятия, которая заключается в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями предприятия. Правильное и грамотное использование заемных средств позволяет фирме рационализировать свою деятельность и максимизировать прибыль, как в краткосрочном, так и в долгосрочном временном интервале.
Именно величина капитала позволяет фирме ставить и реализовывать определенные цели. Но величина капитала – понятие, которое уже предопределяет недостаточность собственных источников финансирования. Эффект финансового рычага (с положительным знаком) дает возможность фирме применять не только свои финансовые, но и прочие источники (заемные средства).
Собственные средства – важное звено во взаимоотношениях со всеми другими экономическими субъектами. Именно величина собственных средств дает основание фирме чувствовать себя адекватно (комфортно) на рынке.
Заемные средства – важный рычаг, позволяющий смягчать противоречия между собственниками (акционерами) и менеджерами. Но привлечение заемных средств создает новый комплекс противоречий между менеджерами и кредиторами, который образует дополнительный источник риска в деятельности предприятия (плечо финансового рычага должно быть в пределах нормы и не выходить за «красную черту»). Фирма не должна полностью использовать свою заемную силу (т. е. не должна не только выходить за «красную черту», но и подходить к ней вплотную). Это даст ей возможность нормально реагировать на изменения на рынке, увеличивая при этом свою заемную силу (например, прибегать к привлечению кредитов банков).
Следует сделать одно чрезвычайно важное замечание – внутренние и внешние источники финансирования (внутренние и внешние источники капитала) взаимозависимы, но не взаимозаменяемы.
Основные внутренние источники финансирования предприятия – это нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления (и то и другое может быть использовано не только для поддержания производства фирмы на прежнем уровне, но и как источник наращивания производства).
Внешними источниками финансирования фирмы являются: 1) закрытая подписка на акции, 2) открытая подписка на акции, 3) финансирование за счет привлеченных кредитов и займов, 4) налоговые льготы, 5) неплатежи, 6) комбинированные способы. Рассмотрим «плюсы» и «минусы» указанных источников финансирования.
Источники |
«Плюсы» |
«Минусы» |
Закрытая подписка на акции | Контроль не утрачивается. Риск растет незначительно | Ограниченное финансирование. Высокая цена привлечения (дивиденд на акции) |
Открытая подписка на акции | Финансовый риск не возрастает. Неопределенный срок. Значительный объем привлечения средств | Контроль может быть утрачен. Высокая цена привлечения (дивиденд) |
Финансирование за счет привлечения кредитов и займов | Контроль не утрачивается. Низкая цена привлечения (процент) | Растет финансовый риск. Определен срок возвращения |
Налоговые льготы | Не связаны с экономическим положением фирмы (состоянием ее внутренней среды) | Высокая вероятность отмены в случае изменения политической ситуации (внешней среды) |
Неплатежи | Значительная экономия средств фирмы за счет неоплаты в срок счетов | Высокая зависимость от состояния внешней среды |
Фирма принимает конкретное решение о привлечении тех или иных внешних источников в зависимости от соотнесения «плюсов» и «минусов». Однако следует помнить и о некоторых чрезвычайно важных правилах, связанных с эмиссией акций.
В случае низкого дивиденда на акцию и отрицательного дифференциала финансового рычага предпочтительнее производить эмиссию акций (при этом необходимо быть уверенным в том, что эти акции найдут своего владельца). Здесь происходит наращивание собственных средств (они обходятся предприятию дешевле (цена – дивиденд), чем привлечение кредитов (цена – процент) при отрицательном дифференциале).
В противном случае – высокий дивиденд на акцию, положительное значение дифференциала и эффекта финансового рычага — ни в коем случае нельзя прибегать к эмиссии акций. Это ложный сигнал для инвесторов, на который они могут отреагировать неадекватно, что может вызвать панику среди акционеров с известным негативным результатом. Здесь следует прибегать к наращиванию заемных средств за счет кредитов и займов (конечно, в пределах, не позволяющих плечу финансового рычага выйти за «красную черту»), которые обойдутся фирме дешевле, чем другие внешние источники (вспомним к тому же, что дивиденд высок).
Эти два правила важны, но, с другой стороны, их нельзя абсолютизировать. При принятии конкретного решения необходимо взвешивать все обстоятельства, с которыми сталкивается фирма.
Процесс формирования политики привлечения заемных средств включает следующие основные этапы:
- Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде:
Вначале анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде, темпы динамики, которые сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов; объемом производственной и инвестиционной деятельности предприятия и т.д.
С помощью анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируется в динамике удельный вес сформированных банковского, коммерческого кредита и кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств.
Затем определяется соотношение объемов использованных предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка использованного заемного капитала по данному признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств и их соответствие объему используемых внеоборотных и оборотных активов.
В процессе анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного кредита. Эти условия анализируются с позиции их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков.
В заключении изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм. Для этого рассчитываются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. показатель оборачиваемости заемного капитала сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.
Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.
- Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде.
Заемные средства должны привлекаться на строго целевой основе, что является одним из условий последнего эффективного их использования.
Основными целями привлечения заемных средств являются:
-
- Пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов;
- Обеспечение формирования переменной части оборотных активов;
- Формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов;
- Обеспечение социальных потребностей своих работников.
- Определение предельного объема привлечения заемных средств.
Максимальный объем привлечения диктуется двумя основными условиями:
— предельный уровень финансового левериджа;
— обеспечение достаточной финансовой устойчивости
С учетом этих двух требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.
- Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников.
Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, ее результаты служат основой выбора альтернативных источников привлечения заемных средств.
- Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе.
Полный срок использования заемных средств и средний срок рассчитывается для оптимизации соотношения долгосрочных и краткосрочных кредитов.
Полный срок – период времени с начала их поступления до окончания погашения всей суммы долга. Включает три временных периода:
- срок полезного использования – период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует заемные средства в своей хозяйственной деятельности;
- льготный период – период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга – служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;
- срок погашения – период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов – используется когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течении определенного периода времени по предусмотренному графику.
Расчет полного срока использования заемных средств осуществляется в разрезе перечисленных элементов, исходя из целей их использования и сложившейся на финансовом рынке практики установления льготного периода и срока погашения.
Средний срок использования заемных средств представляет собой средний расчетный период, в течение которого они находятся на предприятии: где,
СП – срок полезного использования;
ЛП – льготный период;
ПП – срок погашения
ССз определяется по целевому направлению привлечения этих средств, по объему их привлечения на кратко- и долгосрочной основе, по объему заемных средств в целом по предприятию.
- Определение форм привлечения заемных средств (товарный, банковский кредит и пр.)
Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности
- Определение состава основных кредиторов.
Основными кредиторами любого предприятия являются поставщики и банки, осуществляющие обслуживание данного предприятия.
- Формирование эффективных условий привлечения кредита.
Важные условия: — ставка процентов за кредит (формы, вид, размер); — срок предоставления кредита; — условия выплаты суммы процентов; — условия выплаты основной суммы долга; — прочие условия (необходимость страхования кредита; дополнительное комиссионное вознаграждение банка; разный уровень размера кредита по отношению к сумме залога)
- Обеспечение эффективного использования кредита.
Показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала
- Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам
По наиболее крупным кредитам – необходимо заранее резервировать специальные возвратные фонды.