• БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ

Сущность и функции бухгалтерского учета. Объекты, предмет и метод бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Бухучет изучает количественную сторону хозяйственных явлений во взаимосвязи с их качественной характеристикой.
Виды бухучета:

  • Финансовый, собирает информацию о средствах и источниках организации, что необходимо для внешних пользователей, а также для составления отчетности. Ведение данного учета является обязательным для каждого предприятия.
  • Управленческий, представляет информацию о деятельности внутренних подразделений предприятия, что необходимо руководителям для принятия оптимальных управленческих решений. Данные этого учета являются коммерческой тайной организации.
  • Налоговый учет, представляет собой систему обобщения информации для определения налогооблагаемой базы по налогам, на основании данных первичных документов.

Важнейшими функциями бухучета на предприятии являются следующие:

  • функция контроля за процессом производства и за реализацией продукции;
  • функция обеспечения сохранности ценностей;
  • информационная функция;
  • функция обратной связи;
  • аналитическая функция.

Основными задачами бухучета являются:

  • формирование полной достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухотчетности, — руководителям, учредителям, участникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и т.д.;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения ее финансовой устойчивости.

Объектом бухучета является предприятие. Организационно-правовая форма организации определяется Гражданским кодексом РФ.
Предметом бухучета – финансово-хозяйственная деятельность предприятия, направленная на выполнение установленных обязательств.
Объектами учета являются:

  • Имущество предприятия;
  • Обязательства предприятия;
  • Хозяйственные предприятия, осуществляемые предприятиями в процессе их деятельности

Согласно ч 1 НК РФ, под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.
Для осуществления хозяйственной деятельности предприятие располагает необходимыми хозяйственными средствами. В зависимости от того, какую роль они играют в процессе производства и обращения, хозяйственные средства подразделяются на группы: внеоборотные и оборотные активы.
Внеоборотные активы:

  • капитальные вложения;
  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • доходные вложения в материальные ценности.

Оборотные активы:

  • производственные запасы и затраты;
  • денежные средства;
  • средства в расчетах (дебиторская задолженность);
  • финансовые вложения.

Хозяйственные средства, необходимые для деятельности предприятий, формируются за счет различных источников, которые делятся на собственные и заемные.
Собственные источники:

  • уставный капитал;
  • добавочный капитал;
  • резервный капитал;
  • прибыль.

Заемные источники:

  • кредиты банка;
  • коммерческие кредиты;
  • задолженность перед поставщиками и подрядчиками;
  • задолженность персоналу по оплате труда;
  • задолженность по платежам в бюджет;
  • задолженность перед прочими организациями и лицами.

Совокупность приемов и методов, с помощью который осуществляется учет на предприятии называется методом бухучета. Среди элементов метода выделяют следующие:

  • документация.
  • Первичный документ – письменное свидетельство, подтверждающее совершение хозяйственной операции.
  • Хозяйственная операция – каждый совершившийся факт в деятельности организации.
  • инвентаризация – проверка фактического наличия средств и обязательств организации и сверка полученных данных с информацией, находящейся в документах. В результате инвентаризации можно выделить:
  • недостачу;
  • излишки;
  • соответствие.
  • счет – служит для экономической группировки однородных объектов учета. Имеет две стороны: левая сторона называется дебет, правая сторона – кредит.
  • оценка – каждая хозяйственная операция и любой объект учета в обязательном порядке должен быть оценен в денежном выражении;
  • двойная запись – это когда сумма хозяйственной операции отражается на двух взаимодействующих между собой счетах, по дебету одного счета и по кредиту другого.
  • калькуляция – представляет собой расчет себестоимости единицы продукции;
  • баланс – отражает сумму средств и источников организации на определенную дату;
  • отчетность – представляет собой совокупность показателей, характеризующих деятельность организации за определенный период времени.