• НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Экономическая природа. Понятие и признаки налогов, их функции. Классификация налогов.

С появлением на земле первых государственных образований возникла необходимость в формировании материальных и фи­нансовых источников их содержания и развития. Для этого ис­пользовались самые разные формы извлечения средств: обложе­ние собственного и покоренного народов непосильной данью (экономическое закабаление); контрибуции; домены; регалии и т. д. Самым надежным и постоянным источником пополне­ния казны, за счет которого и содержалось само государство, стоящее на страже защиты интересов общества, являлась дань, размер которой в разные времена и в разных местах устанавли­вался в зависимости от политической и социально-экономиче­ской ситуации, складывающейся в обществе. Дань стала одной из первых форм налога.
Вся дальнейшая история налогообложения показывает, что налоги являются важнейшим и постоянным источником финан­сового и материального обеспечения государства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками, которые характеризуют­ся как денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет и во внебюджет­ные фонды.
Юридические и физические лица, являющиеся участниками процесса производства ВВП, в соответствии со ст. 57 Конститу­ции РФ определены в качестве плательщиков налогов и сборов.
С изменением роли и значения налогов в экономической системе общества произошла эволюция во взглядах и на саму природу налога. В XVIII в. преобладало мнение о том, что налог — это плата (цена) за оказываемые государством услуги своим граж­данам. В XIX в. налог считался пожертвованием индивидуума в интересах государства. В XX в. основной была точка зрения о том, что налог — это принудительный взнос (сбор), взимаемый государством, который идет на покрытие общегосударственных потребностей на основе изданного закона.
НК РФ (п. 1 ст. 8) определяет налог как «обязательный, ин­дивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативно­го управления денежных средств, в целях финансового обеспе­чения деятельности государства и (или) муниципальных обра­зований».
Данное определение содержит следующие признаки налога:
• обязательность — все налогоплательщики должны уплачи­вать законно установленные налоги и сборы;
• индивидуальная безвозмездность — взамен уплаты налога плательщики не получают со стороны государства какие-либо блага, носящие индивидуальный характер;
• уплата в денежной форме — уплата налогов в натуральной или другой форме, отличной от денежной, осуществлена быть
не может;
• цель взимания налога — финансовое обеспечение расхо­дов, осуществляемых государством в процессе своей деятель­ности.
Налог — категория комплексная, которая имеет экономичес­кое и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других го­сударственных изъятий и установить его отличие от сборов, по­шлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являют­ся его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной сис­теме общества. Экономическая сущность налогов характеризует­ся денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объек­тивно обусловлены и имеют специфическое общественное на­значение — мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.
Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпре­тация. Научное толкование содержания категории «налог» спо­собствует правильному установлению норм и правил налогово­го законодательства страны, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообло­жении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законо­дательными органами власти. С организационно-правовой сто­роны налог — это обязательный платеж, поступающий в бюд­жетный фонд в определенных законом размерах и в установ­ленные сроки.
В настоящее время преобладает взгляд на налог как на спо­соб реализации преимущественно фискальных интересов госу­дарства. Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авто­ры при определении налога акцентируют внимание на факте отчуждения собственности в пользу государства. Схожий под­ход реализован в НК РФ.
Исходя из вышеизложенного следует сказать, что категория «налог» представляет собой систему налоговых отношений, воз­никающих между налогоплательщиками, с одной стороны, и цен­тральными, региональными или местными органами власти, с другой стороны, по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства.
Являясь основной формой финансового обеспечения деятель­ности государства в условиях рыночного хозяйствования, нало­ги становятся одним из мощнейших рычагов в руках государ­ства, посредством которого оно может осуществлять регулиро­вание процессов и тенденций, происходящих в межбюджетных отношениях, и через систему льгот и санкций оказывать опосредованное воздействие на производителей товаров, ра­бот и услуг.
С помощью налогов государство решает экономические, по­литические, социальные и другие общественные проблемы. Ре­ализация практического назначения налогов осуществляется по­средством функций налогообложения.
Функция налога — это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное на­значение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Важнейшие функции налогов — фискальная (распределитель­ная) и регулирующая. Наряду с основными в качестве самостоя­тельной функции налогов можно выдвинуть социальную.
Фискальная (распределительная) функция налогов. Посред­ством этой функции реализуется основное общественное назна­чение налогов — формирование финансовых ресурсов государ­ства, необходимых для осуществления им возложенных на него обществом функций.
В рамках фискальной функции реализуются экономические отношения между налогоплательщиками и органами власти, обес­печивающие движение потока финансовых ресурсов от эконо­мических агентов к государству.
Регулирующая функция налогов. Данная функция призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные зада­чи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические про­цессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, от­срочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кре­дита и т. п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т. д.
Регулирующая функция, таким образом, проявляется в про­цессе воздействия налоговых отношений на макроэкономичес­кие пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. Эта функ­ция реализует не только экономические отношения, выражаю­щие иерархическую подчиненность (власть — плательщик), но и отношения экономических агентов между собой.
С распределительной и регулирующей функциями налога тес­но связана его социальная функция.
Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:
• использования прогрессивной шкалы налогообложения;
• применения налоговых скидок (например, с доходов граж­дан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья);
• введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия);
• введения в структуру налоговой системы ряда отчислений, направляемых во внебюджетные государственные социальные фонды и т. п.
Поэтому граждане, получающие большие доходы, должны платить в бюджет большие суммы налогов и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бреме­ни исходя из величины доходов физического лица.
Социальная функция обеспечивает решение социальных за­дач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования, посредством перераспределения национального дохода с целью поддержания социального баланса в обществе. Она базируется на сложной системе экономических отношений, включающих как вертикальные (власть — плательщик, федерация — регион — муниципалитет), так и горизонтальные связи между экономи­ческими агентами, субъектами Федерации.
Полная реализация всех функций налогообложения обеспе­чивает эффективность финансово-бюджетных отношений и на­логовой политики государства.
Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеют следующие основные фор­мы классификации налогов: 1) по способу взимания налогов; 2) по органу, который устанавливает налоги; 3) по целевой на­правленности введения налога; 4) по субъекту-налогоплатель­щику; 5) по уровню бюджета, в который зачисляется налого­вый платеж; 6) по порядку ведения бухучета.
/. По способу взимания налоги классифицируются следующим образом:
а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с до­ходов или имущества налогоплательщика;
б)  косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара (работы, услуги);
в)  пошлины и сборы (например, госпошлина и т. п.).
Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реаль­ные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются от­дельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личны­ми налогами — совокупность доходов или имущество налого­плательщика. Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, промысловый налоги, налоги на доходы от денеж­ных капиталов, налог на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный налог), налог на прирост капитала, налог на сверхпри­быль, подушный налог. К личным налогам относятся также налоги с наследуемого и даруемого имущества.
Косвенными налогами являются акцизы, государственные фискальные монополии, налоги с оборота, налог с продаж, НДС, таможенные пошлины и таможенные сборы. Понятие «акцизы» может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В груп­пу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и ус­луги (расширенное толкование). В этом случае акцизами назы­вают не только налоги на определенные товары и услуги, но и НДС (универсальный акциз), налог с продаж и импортные по­шлины. Иногда таможенные импортные пошлины не включают в акцизы, иногда налог с продаж выделяют в особую группу. Узкое толкование термина «акцизы» предусматривает отнесе­ние к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услу­ги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно на­зывают индивидуальными акцизами. НДС нередко рассматри­вают как разновидность налога с оборота и объединяют эти два налога в одну группу, противопоставляя им индивидуальные акцизы.
В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.
2. В зависимости от органа, устанавливающего налоги (по уров­ню управления):
а) федеральные налоги, элементы которых определяются фе­деральным законодательством и которые являются едиными на всей территории страны. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут за­числяться в бюджеты различных уровней;
б) региональные налоги устанавливаются законодательными органами субъектов Федерации и являются обязательными на территории данного субъекта;
в)  местные налоги вводятся в соответствии с НК РФ и нор­мативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Они вступают в действие после решения, принятого на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюдже­тов (земельный налог, налог на рекламу).
3.  По целевой направленности введения налогов:
а) общие налоги, предназначенные для формирования дохо­дов государственного бюджета в целом (например, НДС);
б) целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вво­дятся для финансирования конкретного направления государ­ственных расходов (например, ЕСН). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
4.  По субъекту-налогоплательщику:
а) налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);
б)  налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
в)  смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).
5.  По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:
а)  закрепленные налоги, которые непосредственно и цели­ком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);
б)  регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодатель­ством (например, налог на прибыль организаций).
Данная форма классификации налогов, иначе именуемая как статусная классификация налогов, получила широкое распрост­ранение. Она основана на критерии многоуровневости бюджет­ных систем многих стран. Статусная классификация налогов и сборов применяется и в РФ. Согласно ст. 12 НК РФ система на­логов и сборов в РФ подразделяется на три группы: 1) феде­ральные; 2) региональные; 3) местные. После принятия НК РФ в полном объеме в РФ будет установлен полный перечень нало­гов и сборов.
6.  По характеру бухгалтерского учета налоги:
а)  включаемые в себестоимость или цену продукции;
б) уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;
в)  удерживаемые из доходов работника.