• НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Фундаментальные принципы построения налоговых систем

Реализация общественного назначения категории «налог» происходит посредством налоговой политики государства, которая разрабатывается на базе основных исходных положений теории налогообложения. Эти положения образуют систему принципов налогообложения.
Впервые научное изложение принципов налогообложения было осуществлено шотландским экономистом А.Смитом в XVIII в. В своём сочинении «Исследования о природе и причинах богатства народов» к основным принципам налогообложения он относил следующие:
1) всеобщность;
2) справедливость;
3) определённость;
4) удобность;
5) экономичность.
В России проблемами теории налогообложения занимался последователь А.Смита Н.И.Тургенев (1789-1871). В своём труде  «Опыт теории налогов» (1818) он писал о том, что «подданные государства, каждый по возможности  и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика, должны давать средства к достижению цели общества или государства».
Исследуя принципам налогообложения, изложенные А.Смитом, профессор Берлинского университета А.Вагнер (1835-1917) предлагал более подробную и усовершенствованную систему принципов. При этом он классифицировал их по 4-ём группам.

1. Финансовые принципы организации налогообложения:
1) достаточность (обеспечение покрытии расходов государства налоговыми поступлениями в данный и последующие периоды);
2) эластичность (подвижность) обложения.
2. Народнохозяйственные принципы:
1) правильный выбор источников налогообложения;
2) выявление способов избавления от уплаты налогов (законные пути снижения налогового бремени).
3. Этические принципы, принципы справедливости:
1) всеобщность обложения (охват всех слоёв населения обложением налогами);
2) равномерность обложения, прогрессивность (рост величины налога в зависимости от роста доходов плательщика).
4. Административно-технические принципы налогообложения:
1) определённость обложения;
2) удобство уплаты налогов;
3) максимальное уменьшение издержек, связанных с взиманием налогов.
Принципы налогообложения, предложение классиками экономической теории и их последователями, совершенствуются, дополняются или сокращаются в соответствии с объективными обстоятельствами, складывающимися в процессе развития экономики государства и общества. Перечень наиболее востребованных в настоящее время принципов налогообложения в налоговых системах экономически развитых стран приведён на рис.1.

Рис.1. Принципы налогообложения в налоговых системах экономически развитых стран
Принцип хозяйственной независимости предполагает необходимость наличия объекта налогообложения в собственности налогоплательщика.
Принцип справедливости предполагает социально-справедливые налоговые отношения в стране, т.е. сумма налогового изъятия с конкретного плательщика должна быть зависима от величины доходов данного налогоплательщика.
Принцип соразмерности основан на взаимозависимости величины налоговой базы, ставки налога и налоговых доходов бюджета.
Принцип учёта интересов основан на определённости налогового платежа (метод налогообложения, размер ставки и время уплаты налога) и удобстве исчисления и уплаты налога
Принцип экономичности основан на эффективности организации работы налоговых органов, что в конечном итоге измеряется соотношением  результатов работы среднесписочного налогового инспектора по стране к затратам на его содержание.
Принцип нейтральности предполагает, что налги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, национальных, расовых, конфессиональных (религиозных) и иных критериев.
Принцип установления налогов законами означает, что любой налог должен быть установлен только путём принятия  по данному налогу законодательного акта, принимаемого представительной (законодательной) властью страны.
Принцип отрицания обратной силы налогового закона основан на том, что вновь созданный закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения. возникши до его принятия.
Принцип сочетания интересов государства и других субъектов налоговых отношений предполагает неравенство сторон при применении налогового законодательства. Например, он появляется в неравноправном положении государства и плательщика налогов при взыскании штрафов и при возврате переплаченных сумм налогов.
Принцип единства налоговой системы предполагает недопустимость установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в предела территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Также недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Принцип подвижности (эластичности) заключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективными нуждами государства налоговые обязательства могут быть оперативно изменены. Примером могут служить меры, принимаемые государством против уклонения от уплаты налогов и изменения размеров таможенных  пошлин исходя из необходимости оказания временной поддержки отечественным производителям и предпринимателям.
Принцип стабильности основан на том, что налоговая система должна быть эффективной, что, в свою очередь, является основанием для того, чтобы эта система была мало подвергнута каким-либо изменениям и дополнениям.
Принцип исчерпывающего перечня налогов заключается в необходимости законодательного установления количества налогов, взимаемых как с юридических, так и с физических лиц как для федерального и регионального уровня государственного управления, так и для местного самоуправления. Исчерпывающее количество налогов может служить условием стабильности и ясности налоговой системы.
Принцип гармонизации налогообложения основан на необходимости строительства налоговой системы страны с учётом международных норм и правил налогообложения, что имеет существенное значение в условиях глобализации мировой экономики.
С введением в действие с 01.01.1999 части I НК РФ российская налоговая система функционирует согласно принципам, максимально приближенным к принципам организации налоговых систем в странах с высоким уровнем экономического развития.