Составление, рассмотрение и утверждение федерального бюджета России
Составление проектов бюджетов является прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проекта федерального бюджета осуществляется Министерством финансов РФ.
Рассмотрение и утверждение бюджетов является прерогативой законодательных (представительных) органов.
На федеральном уровне — Государственная Дума и Совет Федерации.
В первом чтении обсуждается концепция бюджета, прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также основные характеристики федерального бюджета:
- прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов;
- нормативы распределение доходов между бюджетами бюджетной системы на очередной год и плановый период;
- общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
- объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде;
- верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга;
- нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;
- дефицит (профицит) федерального бюджета.
Предметом второго чтения являются:
- приложения к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающие перечень главных администраторов доходов федерального бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов в пределах общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных в первом чтении;
- приложение к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период;
- программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период;
- программа государственных внутренних заимствований РФ на очередной финансовый год и плановый период;
- программа государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год и плановый период;
- программа государственных гарантий Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
- приложение к федеральному закону о федеральном бюджете по долгосрочным целевым программам;
- текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете
Третье чтение
Утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
К третьему чтению направляется наибольшее число поправок, поскольку затрагиваются интересы конкретных бюджетополучателей.
При рассмотрении бюджета в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.
Исполнение бюджета
После утверждения бюджета главные распорядители бюджетных средств на основании утвержденных сумм в течение 10 дней составляют бюджетную роспись по распорядителям и получателям бюджетных средств.
Бюджетная роспись — документ, который предусматривает распределение средств в рамках ведомственной и экономической классификации.
На основании бюджетной росписи распорядители и получатели бюджетных средств ведут кассовый план
Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.
Кассовый план составляется на каждый месяц.
Исполнение по доходам
- перечисление и зачисление доходов на единые счета бюджета;
- распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
- возврат излишне начисленных сумм;
- учет доходов и составление отчетов.
Исполнение бюджета по расходам
- принятие бюджетных обязательств;
- подтверждение денежных обязательств
- санкционирование оплаты денежных обязательств;
- подтверждение исполнения денежных обязательств.
принятие бюджетных обязательств — получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
подтверждение денежных обязательств — получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты;
санкционирование оплаты денежных обязательств — Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств установленным финансовым органом в соответствии с положениями бюджетного кодекса.
подтверждение исполнения денежных обязательств — подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов.тов; профициты в вышестоящие бюджеты
— предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; из федеральных и региональных бюджетов например для поддержания Шанхайской организации
— обслуживание государственного (муниципального) долга;
— исполнение судебных актов по искам к РФ, к субъектам РФ, МО о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов.