Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Бухучет изучает количественную сторону хозяйственных явлений во взаимосвязи с их качественной характеристикой.
Виды бухучета:
- Финансовый, собирает информацию о средствах и источниках организации, что необходимо для внешних пользователей, а также для составления отчетности. Ведение данного учета является обязательным для каждого предприятия.
- Управленческий, представляет информацию о деятельности внутренних подразделений предприятия, что необходимо руководителям для принятия оптимальных управленческих решений. Данные этого учета являются коммерческой тайной организации.
- Налоговый учет, представляет собой систему обобщения информации для определения налогооблагаемой базы по налогам, на основании данных первичных документов.
Важнейшими функциями бухучета на предприятии являются следующие:
- функция контроля за процессом производства и за реализацией продукции;
- функция обеспечения сохранности ценностей;
- информационная функция;
- функция обратной связи;
- аналитическая функция.
Основными задачами бухучета являются:
- формирование полной достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухотчетности, — руководителям, учредителям, участникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и т.д.;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения ее финансовой устойчивости.
Объектом бухучета является предприятие. Организационно-правовая форма организации определяется Гражданским кодексом РФ.
Предметом бухучета – финансово-хозяйственная деятельность предприятия, направленная на выполнение установленных обязательств.
Объектами учета являются:
- Имущество предприятия;
- Обязательства предприятия;
- Хозяйственные предприятия, осуществляемые предприятиями в процессе их деятельности
Согласно ч 1 НК РФ, под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.
Для осуществления хозяйственной деятельности предприятие располагает необходимыми хозяйственными средствами. В зависимости от того, какую роль они играют в процессе производства и обращения, хозяйственные средства подразделяются на группы: внеоборотные и оборотные активы.
Внеоборотные активы:
- капитальные вложения;
- основные средства;
- нематериальные активы;
- доходные вложения в материальные ценности.
Оборотные активы:
- производственные запасы и затраты;
- денежные средства;
- средства в расчетах (дебиторская задолженность);
- финансовые вложения.
Хозяйственные средства, необходимые для деятельности предприятий, формируются за счет различных источников, которые делятся на собственные и заемные.
Собственные источники:
- уставный капитал;
- добавочный капитал;
- резервный капитал;
- прибыль.
Заемные источники:
- кредиты банка;
- коммерческие кредиты;
- задолженность перед поставщиками и подрядчиками;
- задолженность персоналу по оплате труда;
- задолженность по платежам в бюджет;
- задолженность перед прочими организациями и лицами.
Совокупность приемов и методов, с помощью который осуществляется учет на предприятии называется методом бухучета. Среди элементов метода выделяют следующие:
- документация.
- Первичный документ – письменное свидетельство, подтверждающее совершение хозяйственной операции.
- Хозяйственная операция – каждый совершившийся факт в деятельности организации.
- инвентаризация – проверка фактического наличия средств и обязательств организации и сверка полученных данных с информацией, находящейся в документах. В результате инвентаризации можно выделить:
- недостачу;
- излишки;
- соответствие.
- счет – служит для экономической группировки однородных объектов учета. Имеет две стороны: левая сторона называется дебет, правая сторона – кредит.
- оценка – каждая хозяйственная операция и любой объект учета в обязательном порядке должен быть оценен в денежном выражении;
- двойная запись – это когда сумма хозяйственной операции отражается на двух взаимодействующих между собой счетах, по дебету одного счета и по кредиту другого.
- калькуляция – представляет собой расчет себестоимости единицы продукции;
- баланс – отражает сумму средств и источников организации на определенную дату;
- отчетность – представляет собой совокупность показателей, характеризующих деятельность организации за определенный период времени.