• ФИНАНСЫ

Сущность и основные принципы управления финансами. Финансовый аппарат РФ.

Сущность и основные принципы управления финансами. Для обеспечения непрерывного и бесперебойного воспроизводственного процесса органы государственной власти и местного самоуправления и субъекты хозяйствования применяют и различные инструменты финансового механизма для воздействия на финансовые отношения с целью сохранения стабильности финансово-хозяйственной деятельности в складывающихся условиях, то есть управляют финансовыми потоками как на макроуровне так и в рамках отдельной организации. При этом под управление понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата. Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.

В ходе управления финансами они выступают как объект управления. Рассматривая их в таком качестве, следует учитывать, что они являются объективной экономической категорией, поэтому управлять ими необходимо через познание, изучение специфических свойств и возможностей этой категории. В то же время без управления финансовыми отношениями, конкретными формами появления категории финансов невозможно эффективно развивать экономику государства. Под субъектами управления финансами в финансовой науке традиционно понимается совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление.
Элементы системы управления финансами

управление финансами

Принципы управления финансами.
В условиях командно-административной системы управления экономикой сформировались и неотвратимо действовали такие принципы управления финансами предприятия, как:
-плановости;
-демократического централизма;
-строгого разделения средств основной деятельности от капитальных вложений;
-сохранности собственных оборотных средств и недопущения их иммобилизации в другие активы, кроме оборотных.
В середине 80-х годов к этим принципам добавились ещё два, частично заимствованных из арсенала понятий рыночной экономики
-самофинансирования
-самоокупаемости.
Естественно, что в условиях перехода к рыночным отношениям и получения предприятиями (кроме унитарных и казённых) полной самостоятельности практически во всех областях предпринимательства (ведения бизнеса), перечисленные ранее принципы перестали служить основой для принятия как стратегических, так и тактических финансовых решений. На их основе нельзя разработать современную финансовую стратегию предприятия, т.е. выбор решений в области предпочтительной формы предпринимательской деятельности, формирования собственного и заёмного капитала, вложений в активы, способов увеличения имущества и объёмов продаж, формирования и использования прибыли, оптимизации денежных потоков. Обобщение зарубежного опыта организации корпоративных финансов, опыта отечественных предприятий, анализа подходов коммерческих банков к оценке финансовой деятельности своих клиентов позволяет рекомендовать руководствоваться следующими принципами современной организации финансов предприятий России:
— плановости;
— финансового соотношения сроков;
— взаимозависимости финансовых показателей;
— гибкости (маневрирования), минимизации финансовых издержек;
— финансовой устойчивости.
Естественно, что реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой стратегии и организации системы управления финансами конкретного предприятия.
Конкретная реализация принципов организации финансов зависит и от их отраслевой специфики. При этом надо учитывать, что в современных условиях России в целях «выживания» многие предприятия существенным образом диверсифицируют свою деятельность, занимаясь одновременно и промышленным производством, и строительством, и торговлей.
Финансовый аппарат РФ
Финансовый аппарат — совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами. К финансовому аппарату относятся: высший орган законодательной власти — Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации; законодательные органы государственной власти субъектов Федерации и представительные органы местного самоуправления, осуществляющие управление финансами через комиссии и комитеты по финансам и финансовой политике; счетные палаты и другие структуры; исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, которые управляют финансами через систему финансовых органов; органы налоговой службы и службы налоговой полиции, таможенной службы; финансовые управления министерств и ведомств; дирекции внебюджетных фондов и страховых организаций; финансовые службы и отделы предприятий различных форм собственности и др. Финансовый аппарат целенаправленно воздействует на финансы, осуществляя оперативное управление ими. Министерство финансов РФ и территориальные финансовые органы составляют и исполняют бюджет, реализуют основные направления государственной финансовой политики. Министерство РФ по налогам и сборам обеспечивает контроль за соблюдением налогового законодательства, своевременным и полным поступлением в бюджет налогов и платежей, их правильным исчислением. Федеральная служба налоговой полиции РФ предупреждает, выявляет и пресекает налоговые преступления, следит за безопасностью деятельности налоговых инспекций и их сотрудников. Государственный таможенный комитет РФ контролирует выполнение налогового законодательства при пересечении товарами таможенной границы РФ, правильность исчисления и уплаты таможенных пошлин. Финансовые управления, отделы, финансовые службы министерств, ведомств, предприятий, организаций обеспечивают эффективное управление (финансовый менеджмент) финансовыми ресурсами различных отраслей экономики, предприятий, организаций всех форм собственности. Законодательные органы государственной власти и местного самоуправления и органы исполнительной власти при разработке законодательных нормативных документов в области финансов обеспечивают общее или стратегическое управление финансами путем установления объема финансовых ресурсов, реализации целевых программ. В процессе управления финансами финансовый аппарат использует методы и приемы, характерные для всех сфер и звеньев финансовой системы: прогнозирование и планирование; финансирование; налогообложение; стимулирование и санкционирование финансовой деятельности, системы финансовых расчетов, амортизационные отчислений; финансовый контроль и др. Многоплановость финансовых отношений не исключает возможности применения финансовым аппаратом специфических методов воздействия на финансы. Выработанные управленческие решения в области финансовой деятельности финансовый аппарат оформляет в виде законов, постановлений, решений, инструкций, расчетов, планов, программ и др. В составе финансового аппарата выделяется аппарат федеральных органов, органов субъектов Федерации и местного самоуправления. В условиях демократизации общества, расширения финансовой самостоятельности субъектов Федерации возрастает роль финансовых аппаратов субъектов Федерации и местного самоуправления в управлении финансовыми ресурсами своих территорий. Результативность оперативного управления финансами зависит от организации деятельности финансового аппарата, уровня квалификации и компетентности его служащих. Переход к рыночной экономике поставил новые задачи в области управления финансами, что потребовало перестройки организационной структуры финансового аппарата. В составе Минфина РФ действуют управления и департаменты, обеспечивающие развитие финансового рынка, обслуживание государственного долга, связь с территориальными финансами, образовано Главное управление Федерального казначейства РФ.